Тесты,
реализующие проективные методики тестирования,
ставят перед тестируемым какую-либо
неструктурированную, весьма "расплывчатую"
задачу, которая допускает неограниченное
количество потенциально возможных решений, ни
одно из которых нельзя рассматривать как 100%
правильное или неправильное. Тестовая задача
формулируется нечетко, с использованием кратких
инструкций и ограничений общего характера. Это
побуждает тестируемого проявлять максимум
фантазии при решении поставленной задачи.
Основная гипотеза таких тестов состоит в том,
что способ решения тестируемым подобных задач
должен отражать разнообразные фундаментальные
характеристики его психики. Предполагается, что
поставленная "нечеткая" задача побуждает
испытуемого к каким-либо характерным для него
действиям или мыслительным процессам, которые
являются индивидуальными для него и на основе
которых можно судить о разнообразных качествах
испытуемого.
В принципе проективные
методики тестирования позволяют протестировать
испытуемого так, что у него не возникнет ни
малейшего подозрения о том, что его подвергают
тестированию.
Считается, что подобные тесты выявляют так же
скрытые или неосознанные стороны характера
личности. Более того, чем менее структурирована и
формализована тестовая задача, тем менее
вероятно, что у тестируемого возникнет
какая-либо защитная реакция на нее, в результате
которой он попытается избежать тестирования или
каким-либо способом привести результаты
тестирования к желаемому виду.
Вероятно, к проективным
методикам следует отнести и тесты-наблюдения,
которые позволяют выявить различные черты
характера испытуемого, исходя из разнообразной
информации о нем, которая на первый взгляд может
показаться малозначимой. При этом нет никакой
необходимости ставить перед испытуемым
какие-либо задачи - достаточно просто
поинтересоваться, как он обычно одевается, какие
часы носит, какие вещи находятся в его сумке и т.п.