Этот раздел
посвящен развитию речи ребенка.
Способность выражать свои мысли и чувства,
описывать происходящие события, вести
дискуссию — важные условия и показатели
общекультурного развития ребенка. Как уже
говорилось, в российских школах
преобладает обучение, построенное на
общении через слово (в отличие, например, от
программированного, где обучаются по
схемам и можно просто выбрать нужный ответ
из нескольких предъявленных, или школ
западного образца, где педагог и ученик
взаимодействуют посредством письменных
заданий).
Развернутость
ответа, способность аргументировать свое
мнение являются важными критериями
усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо
понимал учителя и умел быстро и отчетливо
отвечать ему, необходимо развивать речевые
навыки ребенка, расширять его словарный
запас. Добавим, что умение говорить'
публично — весьма полезный для людей
различных профессий навык, требующий
отдельной тренировки во взрослом возрасте,
возникает у школьника легко и естественно.
Детская речь
отличается от взрослой. К моменту
поступления в школу ребенок уже легко
объясняется предложениями, а не отдельными
словами, и полностью усвоил грамматический
строй языка — умеет ставить сложные
падежи, число существительных, адекватно
выбирать время глагола и пр. Он понимает
значение многих частей слова, особенно
уменьшительно-ласкательных суффиксов "енок",
"ица", охотно придумывая новые слова.
Высказывания и неологизмы (новые слова,
придуманные детьми, во все времена давали
материал для рубрик "Говорят дети".
Невозможно забыть, например, "Ко мне,
бизон!" (комбинезон) или "чепупаху",
придуманных нашими талантливыми детьми.
При этом в детской речи преобладают
существительные и глаголы — указания на
то, кто действует и что происходит, а
обстоятельства, условия происходящего чаще
опускаются.
Первой возрастной
особенностью речи дошкольника является
ситуативность — стремление описывать
только наличные события без обобщения
сказанного. Мышление ребенка конкретно, это
выражается и в его речи. Попробуйте
спросить его, как прошел день, — ребенок
будет в затруднении, но он легко расскажет
Вам о частных событиях — о том, каких
детей встретил, перескажет Вам беседы с
ними, расскажет, что ел на завтрак, обед,
ужин и т.п. Поэтому для уточнения его
состояния необходимо задавать очень
частные, конкретные вопросы и лишь затем
делать выводы. Впрочем, ребенок может
переходить и к более обстоятельной —
контекстной — речи, если перед ним
ставится конкретная задача.
Общаясь с другими
людьми, ребенок дошкольного возраста
обычно полагает, что партнер тоже видит и
знает, о чем идет речь, — эта особенность
развития дошкольника называется детским
эгоцентризмом (в переводе — обращенность
к себе). Подобно тому как совсем маленький
ребенок может показывать Вам картинку,
обращая ее изображением к себе, дошкольники
не вводят Вас в ситуацию, а рассказывают о
ней так, как видят ее сами, полагая очень
многое само собой разумеющимся. Более того,
достаточно часто, особенно в
затруднительных ситуациях, они просто
разговаривают сами с собой ("А теперь эту
синенькую детальку прикрепим, а теперь это
колесико" и т. п.).
Третья
отличительная черта речи дошкольника —
ее непосредственность: ребенок
высказывается непроизвольно, импульсивно,
не отдавая себе отчета в том, к кому и в
каких условиях он обращается. Как правило,
речь состоит из отдельных высказываний,
обращенных к кому-то близкому, который уже
знает, что имеется в виду, и необходимость в
развернутом повествовании отпадает. Однако
при подготовке к школе полезно учить
ребенка объясняться последовательно и
распространенно.
Занятия по развитию
устной речи ребенка проходят весело и
увлекательно, тем более что период
дошкольного детства характеризуется
особой чувствительностью (сенситивностью)
к языковой стороне общения и бурным
словесным творчеством. Желаем Вам
убедиться в многоодаренности Вашего
ребенка во время работы над игровыми
заданиями, которые мы Вам предлагаем!
На одну букву Игра для обогащения словарного запаса
В эту игру
лучше играть всей семьей или пригласить
друзей своих детей. Сидя кругом, выбирают
букву — это может быть первая буква имени
хозяйки, — начиная с которой все
присутствующие должны по очереди
перечислить предметы, находящиеся в этой
комнате. Предположим, все придумывают по
команде слова на букву "С" (хозяйку
зовут Света) и начинают говорить наперебой:
стул, стол, скамейка... Выигрывает тот, кто
сказал последнее слово, т. е. продолжает
придумывать слова, когда все уже замолчали.
Бывает ли так? Задание для воспитания внимания ребенка и
умения свободно выражать свои мысли
Ребенку
рассказывают неправдоподобную историю, а
затем спрашивают: "Бывает ли так?" Если
он отвечает: "Нет", то уточняют, что
именно не бывает и почему Если же ребенок
считает все рассказанное правдоподобным,
необходимо убедиться в том, что он понял
историю, включая ее не соответствующую
действительности часть. Попробуйте
обсудить стихи Э. Лира из "Книги
бессмыслиц!"
Молодая особа, чей нос
Рос, пока до земли не дорос,
За пятак и полушку
Нанимала старушку,
Чтоб носить свой немыслимый нос.
Престарелая леди из Халла
Покупала для кур опахало
И, чтоб в жаркие дни Не потели они,
Опахалом над ними махала.
Слово за слово... Игра для развития воображения и речевой
реакции
Эта игра, во
взрослом варианте носящая название "Бег
ассоциаций", заключается в том, чтобы
связать высказыванием любые названные
предметы. Играть можно и группой, и вдвоем.
Водящий произносит вслух два случайных
слова, например, "крыса" и "табуретка".
Следующий участник произносит: "Папа
бросил табуреткой в крысу" и называет
следующее слово: "Молоко". Следующий
участник связывает предложением второе и
третье слова: "На табуретке было разлито
молоко" и т. д. Игра бесконечна,
проигравшим считается тот, кто не смог
быстро составить предложение. Однако если
Ваш ребенок имеет замедленный темп
деятельности, лучше обойтись без
проигравших!