В предыдущих
разделах мы говорили о разных психических
качествах, необходимых для полноценного
развития ребенка и хорошего обучения в
школе. Но самое главное, то, ради чего мы и
стараемся его учить, — это, безусловно,
развитие мышления. Очень многие люди
привычно жалуются на слабую память, плохое
внимание, но никто не согласится признать,
что у него плохое мышление.
В чем же состоят
особенности мышления по сравнению 6
остальными психологическими качествами и
явлениями? Мышление вступает в действие в
том случае, если человек встает перед
нерешенной задачей, проблемой и должен
непременно решить ее. Мышление приносит
нечто новое, то, чего до сих пор не
существовало (по крайней мере, в сознании
ребенка) — новые связи, отношения между
предметами. И эти новые результаты не могут
быть получены только благодаря
воспоминаниям или высокой
сосредоточенности на предмете. Они требуют
способности к обобщению, абстрагированию и
конкретизации, то есть побуждают ребенка
выделять самое главное, самое существенное
в условиях задач и отбрасывать ненужное,
второстепенное.
В чем же заключаются
возрастные особенности мышления
дошкольника?
Во-первых, оно
конкретно. Ребенку легче сосчитать, сколько
птичек в двух стаях, чем просто сложить два
и три.
Во-вторых, мышление
ребенка ситуативно: он рассуждает здесь и
сейчас, но не всегда может обобщить или
сформулировать правило.
В-третьих,
мыслительные действия еще необратимы:
ребенок может уметь складывать, но не умеет
вычитать, понимает, что количество растет,
но не знает, как его уменьшить или сохранить.
В-четвертых, ребенок
умеет принимать пока только свою позицию
— думает, что все видят то же, что и он; что
и время, и пространство отсчитываются от
его положения (эту особенность называют
детским эгоцентризмом). Так, для решения
задачки-лабиринта ему необходимо мысленно
"встать" на место персонажа, чтобы
представить путь; ему трудно сказать, кто
раньше родился, и т. д.
Поэтому основные
упражнения и задания этого раздела
посвящены формированию способности к
анализу и синтезу, умению устанавливать
причинно-следственные связи, развитию
пространственного воображения и
находчивости.
Нитка и клубок Игра для развития пространственного
воображения
и обратимости умственных действий
Этот класс
упражнений по имени известного
швейцарского психолога носит название "задачи
Пиаже".
Возьмите две нитки
одинаковой длины, предложите ребенку
убедиться в том, что они действительно
одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит
в руках. Затем на его глазах смотайте одну
из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос:
какая из ниток длиннее?
Обычно дошкольники
указывают на ту, что размотана. В этом
случае спросите ребенка: почему он так
думает, что произошло с длиной нитки в
клубке? Попросите ребенка размотать клубок
и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том,
что, несмотря на форму, длина остается
неизменной?
Предложите ему
другую подобную задачку. Покажите две
полоски бумаги одинаковой длины и на его
глазах сложите одну из них в гармошку.
Спросите ребенка: какая из полосок длиннее?
Следующая —
воздушный шарик. Сожмите шарик в руках,
изменив его форму. Задайте ребенку вопрос:
больше в нем стало газа или меньше?
Попросите объяснить ребенка свой ответ,
каким бы он ни был.
Придумай предложение! Игра для упражнения способности
к синтезу и свободы речи
Играть можно
как вдвоем с ребенком, так и большой группой.
Ведущий-взрослый называет слово и просит
следующего игрока придумать предложение, в
котором бы было это слово. Как приглашение к
игре ему передается камешек. Хорошо, если
ребенок может вспомнить строчку из сказки
или стихотворения, но можно ограничиться и
собственным творчеством.
Например, ведущий
называет слово "луна" и передает
камешек ребенку. Тот отвечает: "Взошла
луна на небосклон", - и называет свое
слово: "ночь", одновременно передавая
камешек по кругу Следующий игрок
продолжает: "Ночь холодная настала" и т.
д. Не обязательно следить за тем, чтобы
предложения последовательно сочетались
друг с другом, но можно ввести новое условие
и составить всем вместе связный рассказ или
сказку.
Сколько знаем разных слов, сколько
одинаковых? Игра для развития навыков свободной речи,
установления понятийных связей
Играть лучше
большой группой. Ведущий - взрослый или
ребенок более старшего возраста - называет
слово, а все остальные вспоминают слова,
обозначающие почти то же самое, но слегка
отличающиеся - синонимы (поскольку
совершенно одно и то же не может быть
названо разными словами).
Например, ведущий
называет слово: "Большой". Дети
подбирают слова: "Огромный, громадный,
колоссальный, крупный, гигантский".
Затем задание
меняется. Ведущий просит называть не
синонимы, а другие-слова, описывающие тот
предмет, который он называет. Например: "Лес".
Дети добавляют: "Густой, дикий, темный,
шелестящий, мелколиственный и т. д.).
Победителем
считается ребенок, назвавший больше слов,
чем другие.