Не только
память нужно упражнять заранее. Очень важно
приучить ребенка быть внимательным, потому
что в противном случае, если он не сможет
сосредоточиться на объяснении учителя, на
решении задачи, которая ему предложена,
есть риск, что он быстро окажется в рядах
неуспевающих.
Внимание — вещь
коварная. До сих пор психологи не могут
между собой договориться о том, существует
ли оно в действительности, и если да, то что
же это такое. В самом деле, память нужна для
того, чтобы запоминать, и раскрывается в
воспоминаниях, мышление служит для решения
задач, речь проявляется в словах и
предложениях. А внимание не существует само
по себе и не приносит никакого отдельного
результата, однако его отсутствие резко
ухудшает результаты той деятельности,
которой занят ребенок. И если трудно
определить, что же такое внимание, то все
легко представляют себе, к чему приводит
рассеянность — помните "Человека
рассеянного" С. Маршака?
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки,
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
В школе много
рассеянных детей, и это очень сильно вредит
им в учебе. Рассеянность проявляется по-разному:
в неразличении существенного и
второстепенного в заданиях, в
неспособности концентрироваться на их
выполнении, в пропуске собственных ошибок
при контроле. Ошибки "по
невнимательности" бывают очень обидными
и часто приносят много огорчений способным,
но не собранным детям. Важно помнить, что
школьное обучение, хотя и становится более
мягким, все-таки построено на оценках, и
едва ли невнимательность может быть
оправданием объективно слабых успехов
ребенка.
По своим
проявлениям внимание близко и к памяти, и к
произвольности. Внимать —значит вбирать
в себя действительность. Но сложность
состоит в том, что это вбирание ограничено
по объему (одновременно объектом внимания
может быть, как и в памяти, 7 плюс-минус 2
объекта). Поэтому оно избирательно, то есть,
сосредотачиваясь на одном, ребенок должен
одновременно отвлекаться, выпускать из
поля внимания другое. Следовательно,
тренировка заключается прежде всего в
стремлении следовать инструкциям,
придерживаться установленных связей.
Внимание
характеризует и личность ребенка в целом,
его способность планировать, предвидеть
результаты, избегать ошибок, оно отражает
характер и темперамент ребенка и в этом
смысле, конечно, с трудом поддается
воспитанию. Однако можно и следует
тренировать внимание в отдельных видах
деятельности. Игры, упражнения и задания
для развития внимания мы предлагаем ниже.
При подборе мы отдавали предпочтение тем,
которые не требуют специального
оборудования или помещения и могут быть
проведены как в помещении, так и на улице.
Три движения Игра для развития концентрации внимания
Играть лучше
всего группой по 5-6 или больше человек.
Взрослый-ведущий обращается к детям: "Пожалуйста,
запомните три движения. Первое - руки
согнуть в локтях: кисти на уровне плеч;
второе — руки вытянуть перед собой на
уровне груди; третье — поднять руки вверх".
Нужно показать все движения детям,
попросить их повторить и убедиться, что они
запомнили не только сами движения, но и их
порядковые номера — первое, второе,
третье.
Затем начинается
игра. Ведущий показывает одно движение,
называя при этом номер другого. А дети
должны показывать только те, которые
соответствуют названному номеру. Дети
обязательно сбиваются, глядя на ведущего,
который намеренно путает движения. В игре
тренируются наблюдательность и внимание.
Что изменилось? Игра для тренировки наблюдательности
Играть лучше
всего группой из 7, 8 или 9 человек. Дети
становятся в одну шеренгу по росту. Водящий-судья
вызывает двух детей, ставит их лицом к
шеренге и предлагает запомнить внешний вид
каждого участника игры. На это дается 1-2
минуты.
После этого
участники соревнования удаляются в другую
комнату. По указанию взрослого дети,
стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения
в костюм и прическу: можно приколоть значок
или, наоборот, снять его, расстегнуть или
застегнуть пуговицу, поменяться друг с
другом обувью или головными уборами,
поменять прическу и т. д. Затем по очереди
вызывают участников соревнования. Каждый
должен назвать те изменения в костюмах
товарищей, которые ему удалось заметить.
Побеждает тот, кто обнаружил больше
различий.
Если у Вас нет
возможности собрать большую компанию,
можно видоизменить эту полезную и
увлекательную игру: разложите на столе
перед ребенком примерно 10 предметов,
попросите его отвернуться и в этот момент
поменяйте расположение предметов. Затем
попросите ребенка ответить, что же
изменилось?