wpe6.jpg (1216 bytes)Психологическая консультация

Главная

Решаем проблемы

Семинары и тренинги

Секреты практической психологии

Психологические тесты

Психология любви

Сексология

Конфликтология

Психология экстремальных ситуаций

Тайны нашего сознания

Психология для родителей

Депрессия.Стресс

Библиотека

Место для отдыха

Рейтинг@Mail.ru


[ Up ] [ Детский сад ] [ Готовимся к школе ] [ Искусство наказывать и прощать ] [ Слепая любовь ] [ Развод ] [ Семья без мужчины ] [ Проблемный ребенок ] [ Разлука ] [ Замена родителей? ] [ Стресс у ребенка ] [ Детское воровство ] [ Приучение к порядку ] [ Агрессивность ] [ Маленькие провокаторы ] [ Уголок дедушки Фрейда ]  

Маленькие провокаторы

3-летняя девочка провоцирует родителей.
Нарочно делает то, что запретили.

        Действительно, примерно в возрасте 3 лет ребенок иногда становится совершенно неузнаваемым - на простые просьбы и указания он может отозваться целым представлением, спектаклем, по ходу которого он будет то убегать от вас с носком в руке, то отказываться есть, что ему предлагают (или даже то, что он сам заказывал), то изменять маршрут прогулок, пытаться потеряться на улице и т.п. И если вне дома он все-таки чаще ведет себя как обычно, опасаясь чужих людей и незнакомой обстановки, то уж на своей-то территории позволяет себе все. На гневный крик "Нельзя! Разве ты не понимаешь?" - может включить электроплиту, пустить воду из крана, открыть дверь в кладовую, которую принято держать закрытой. Кажется, он все делает для того, чтобы вызвать огонь взрослых на себя, подразнить их, дать им понять, что с ними не считается. При этом сам он не злится, а скорее развлекается, как бы тестируя взрослых на чувство юмора и терпеливость. Что это такое - дурной характер или нездоровье, и как, соответственно, с этим бороться - наказывать, лечить или оставлять без внимания?
        Примерно в 3 года ребенок переживает один из серьезных кризисов развития личности. Он охватывает все сферы психологического бытия - общение, деятельность, практические навыки. А связан он с новой фазой формирования сознания и самосознания. Именно в это время он впервые начинает выделять себя из окружающей обстановки, говорить о себе "Я", а не называть по имени и в третьем лице, как это было до сих пор. На предложения помочь ему он часто говорит "Я сам!". Ребенок понимает, что то, что он делает, не просто "происходит", а что это - результат его активности, его воли, что он субъект собственных действий. Кризис 3 лет имеет большое психологическое и философское значение для развития личности человека.
        Взрослея, ребенок все дальше отходит от мира природы - инстинктов и рефлексов, которые представляют собой заданные программы поведения. На досознательном этапе он не выбирает - все выборы осуществляются за него либо самой природой, либо теми, кто его воспитывает. И вот наконец в 3 года он впервые начинает связывать намерение и результат, действие и его последствия. Он впервые ощущает свою способность что-то принять, а что-то отвергнуть, сказать "нет". И то, что описано в письме нашей читательницы, - проявление тяги ребенка экспериментировать над собственной жизнью. Для того чтобы придти к умеренности, понять целесообразность послушания, он должен насладиться возможностью говорить "нет".
        Если его ограничить в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности с родителями, супругом (ой), собственными детьми. Поэтому важно понять, что "провокации" 3-летнего ребенка - это не злостное асоциальное поведение, это естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело - как обходиться в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих?

  1. Не пытаться настаивать жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.
  2. Перевести по возможности острую ситуацию в игровую - например, начать вести себя парадоксально: вместо ложки дать ему вилку, вместо носка - майку, вместо книжки - мячик и т.д. Можно прокомментировать это в духе "праздника непослушания" - как приятно, например, делать не то, о чем просят, а то, что хочешь.
  3. Попробовать вести себя с ребенком парадоксально, побуждать его к тому или иному действию "от противного". Если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: "Только не ешь ни в коем случае!". Если вы видите, что он "застрял" на пути к ванной, опередите его, сказав: "Не умываться же ты идешь!".
  4. Но не принимайте этого совета за абсолютное руководство к действию. Как правило, девочки поддаются на такие уловки легче, чем мальчики. Обидчивые, впечатлительные дети могут реагировать чрезмерно эмоционально, доходя до слез - в этом случае тоже взрослым лучше не увлекаться педагогическим экспериментированием.
  5. Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание - это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).
  6. И, наконец, не поддавайтесь на "провокации" ребенка сами, даже если чувствуете, что он пытается поссорить взрослых между собой. Пусть вы применяете разные воспитательные стили, самое неприятное осложнение детских проступков - это конфликты взрослых.

        Кризис 3 лет - это, конечно, проверка родителей на выносливость, зрелость. Но он быстро проходит, и будем утешать себя тем, что легче перенести невинные провокации 3-летнего, чем многие другие испытания, которые преподносят друг другу сами взрослые.

Софья Нартова-Бочавер

 http://mama.ru/sonya 

  E-mail: cafen@mail.ru
Web-мастер: Наталия Витенберг-Тумакова, педагог-психолог