3-летняя девочка провоцирует
родителей.
Нарочно делает то, что запретили.
Действительно,
примерно в возрасте 3 лет ребенок иногда
становится совершенно неузнаваемым - на
простые просьбы и указания он может
отозваться целым представлением,
спектаклем, по ходу которого он будет то
убегать от вас с носком в руке, то
отказываться есть, что ему предлагают (или
даже то, что он сам заказывал), то изменять
маршрут прогулок, пытаться потеряться на
улице и т.п. И если вне дома он все-таки чаще
ведет себя как обычно, опасаясь чужих людей
и незнакомой обстановки, то уж на своей-то
территории позволяет себе все. На гневный
крик "Нельзя! Разве ты не понимаешь?" -
может включить электроплиту, пустить воду
из крана, открыть дверь в кладовую, которую
принято держать закрытой. Кажется, он все
делает для того, чтобы вызвать огонь
взрослых на себя, подразнить их, дать им
понять, что с ними не считается. При этом сам
он не злится, а скорее развлекается, как бы
тестируя взрослых на чувство юмора и
терпеливость. Что это такое - дурной
характер или нездоровье, и как,
соответственно, с этим бороться -
наказывать, лечить или оставлять без
внимания?
Примерно в 3 года
ребенок переживает один из серьезных
кризисов развития личности. Он охватывает
все сферы психологического бытия - общение,
деятельность, практические навыки. А связан
он с новой фазой формирования сознания и
самосознания. Именно в это время он впервые
начинает выделять себя из окружающей
обстановки, говорить о себе "Я", а не
называть по имени и в третьем лице, как это
было до сих пор. На предложения помочь ему
он часто говорит "Я сам!". Ребенок
понимает, что то, что он делает, не просто
"происходит", а что это - результат его
активности, его воли, что он субъект
собственных действий. Кризис 3 лет имеет
большое психологическое и философское
значение для развития личности человека.
Взрослея, ребенок
все дальше отходит от мира природы -
инстинктов и рефлексов, которые
представляют собой заданные программы
поведения. На досознательном этапе он не
выбирает - все выборы осуществляются за
него либо самой природой, либо теми, кто его
воспитывает. И вот наконец в 3 года он
впервые начинает связывать намерение и
результат, действие и его последствия. Он
впервые ощущает свою способность что-то
принять, а что-то отвергнуть, сказать "нет".
И то, что описано в письме нашей
читательницы, - проявление тяги ребенка
экспериментировать над собственной жизнью.
Для того чтобы придти к умеренности, понять
целесообразность послушания, он должен
насладиться возможностью говорить "нет".
Если его ограничить
в этой возможности, проблема волевого
поведения, как и все нерешенные проблемы,
может тянуться за ним до взрослого возраста,
приводя к инфантильным всплескам
необоснованной агрессивности с родителями,
супругом (ой), собственными детьми. Поэтому
важно понять, что "провокации" 3-летнего
ребенка - это не злостное асоциальное
поведение, это естественное проявление
нормального развития ребенка. Другое дело -
как обходиться в быту с этими проявлениями,
которые подчас бывают изнурительными для
всех окружающих?
Не пытаться настаивать жестко на том,
чтобы требование родителей всегда
соблюдалось. Если случай позволяет, можно
и пропустить эпизод непослушания.
Перевести по возможности острую
ситуацию в игровую - например, начать
вести себя парадоксально: вместо ложки
дать ему вилку, вместо носка - майку,
вместо книжки - мячик и т.д. Можно
прокомментировать это в духе "праздника
непослушания" - как приятно, например,
делать не то, о чем просят, а то, что хочешь.
Попробовать вести себя с ребенком
парадоксально, побуждать его к тому или
иному действию "от противного". Если
вы хотите, чтобы он поел, скажите ему,
поставив перед ним тарелку с супом: "Только
не ешь ни в коем случае!". Если вы видите,
что он "застрял" на пути к ванной,
опередите его, сказав: "Не умываться же
ты идешь!".
Но не принимайте этого совета за
абсолютное руководство к действию. Как
правило, девочки поддаются на такие
уловки легче, чем мальчики. Обидчивые,
впечатлительные дети могут реагировать
чрезмерно эмоционально, доходя до слез - в
этом случае тоже взрослым лучше не
увлекаться педагогическим
экспериментированием.
Имейте в виду, что есть несколько
областей, где важно однозначно настоять
на своем, даже при необходимости
применить наказание - это все, что связано
с безопасностью ребенка (острые предметы,
лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).
И, наконец, не поддавайтесь на "провокации"
ребенка сами, даже если чувствуете, что он
пытается поссорить взрослых между собой.
Пусть вы применяете разные
воспитательные стили, самое неприятное
осложнение детских проступков - это
конфликты взрослых.
Кризис 3 лет -
это, конечно, проверка родителей на
выносливость, зрелость. Но он быстро
проходит, и будем утешать себя тем, что
легче перенести невинные провокации 3-летнего,
чем многие другие испытания, которые
преподносят друг другу сами взрослые.