|
Секреты практической психологии
Психология экстремальных ситуаций
|
Потребность видеть вокруг себя чистое,
убранное помещение, знать, где находятся
нужные вещи – достаточно позднее
приобретение человека и в индивидуальном,
и в историческом развитии. Желание
наводить порядок естественным образом
формируется обычно после подросткового
возраста, а часто – только когда человек
заводит свою семью и начинает строить
собственное жилище. Пока ребенок живет на
территории взрослых и занимает
подчиненное положение, он ни за что вокруг
себя не отвечает. Поэтому ожидать, что 2-3
– летний ребенок будет проявлять
энтузиазм и ответственность в уборке
помещения, не приходится.
Любят расставлять вещи по местам, наводить
чистоту обычно дети педантичные,
аккуратные не в силу воспитанной привычки,
а в силу особенностей характера (чаще это
бывают девочки). Обратной стороной такого
характера, однако, обычно является
отсутствие непосредственности поведения,
неумение азартно играть,
безынициативность. Дети, которые с
увлечением и интересно играют, не в
состоянии, выйдя из игры, резко вернуться к
повседневности, поэтому игрушки, как
правило, остаются там, где их забыли. Еще
сложнее "собрать" детей
расторможенных, которых становится все
больше; их особенность состоит в том, что
без жесткого внешнего контроля они не в
состоянии выполнять никакую, даже самую
простую деятельность, которая иначе
остается незавершенной. Таким образом,
нежелание наводить порядок - это
возрастная норма, в то время как наличие
некоторых навыков в этой деятельности –
скорее приятная неожиданность.
Поэтому вопрос можно переформулировать
так: могут ли родители немного облегчить
себе жизнь, и если да, то как? Знание
психологических особенностей раннего
возраста может способствовать тому, чтобы
последствия дневного времяпрепровождения
ребенка были менее обременительными для
взрослых, с которыми он живет.
Итак, естественного различения бытового
порядка и беспорядка, чистого и
неубранного помещения у ребенка нет. И
если он в действительности готов
участвовать в уборке, то это отвечает
потребности в одобрении и стремлению быть
взрослым. Именно на эти потребности и
нужно опираться в бытовом воспитании
детей раннего возраста. Приучение к
наведению порядка лучше всего происходит
в процессе совместной со взрослым
деятельности, игре или через подражание.
Приучение к каким-либо навыкам
предполагает их наличие и у других членов
семьи. Поскольку основной механизм
социального поведения ребенка – это
подражание, лучше воспитывать ребенка,
просто ставя его рядом с собой и показывая,
что и как надо делать, чем рассказывая
многочисленные поучительные истории о
хороших и плохих детях. Если дом
содержится в порядке, рано или поздно
ребенок естественно подтянется к этому
уровню в личных привычках. Когда же
бытовое воспитание остается лицемерным (никто
из взрослых не обременяет себя
поддержанием порядка, которого требуют от
ребенка), то эффективным оно не будет.
Убеждение некоторых
взрослых, что "золотой век детства"
должен проходить в праздности, является
глубоким заблуждением. Необходимо, чтобы
ребенок по мере сил делал и был допущен ко
всем бытовым делам – мыл машину, стирал,
выжимал белье, даже носил воду, если это
требуется. Совместная деятельность –
это основа семьи, любви и взаимопонимания.
Но при этом не стоит рассчитывать на
скорый эффект и требовать от 2-3 летнего
ребенка общественно полезных результатов;
девиз бытового воспитания – "ждите
ответа".
Софья Нартова-Бочавер |
E-mail: cafen@mail.ru |