К сожалению, мы не
знаем, насколько мал ребенок, а это
существенно для анализа ситуации – что
побуждает его вести именно так?. В самом
общем случае мы можем предположить, что
между ребенком и матерью существует особо
тесная эмоциональная связь, связь, которую
можно назвать симбиотической – при этом
оба существа как бы взаимопроникают друг в
друга и не могут одно без другого обойтись.
Если мать и дитя практически не разлучаются,
то понятно, что даже минутное расставание
может привести к возникновению чувства
опустошенности у ребенка. Симбиотическая
связь, построенная на сверхблизкой
психологической дистанции между матерью и
сыном, впоследствии может стать весьма
опасной – чрезмерная зависимость от
матери нередко делает мужчину неспособным
к собственному выбору, а иногда вообще
оставляет его холостяком.
Другое возможное
объяснение – это наличие страхов у
ребенка, связанных с пережитой, возможно в
младенческом состоянии, разлукой с матерью.
Не было ли у вас ситуации, когда мать или
ребенок попадали в больницу, когда мать
была вынуждена его оставить, резко оторвав
от груди, или передать на воспитание
бабушке или другим родственником?
И, наконец, еще одна
возможная причина – это естественные
возрастные особенности, связанные с
интересом к процессам опорожнения
кишечника, к работе сфинктеров и
установлению контроля над ними. Согласно
взглядам основателя психоанализа Зигмунда
Фрейда, от 18 месяцев до двух с половиной лет
каждый ребенок находится на так называемой
анальной стадии развития, когда его
основной интерес сосредоточен на проблемах
туалета. Именно это побуждает его
находиться вместе с матерью во время
отправления естественных надобностей. Нет
ничего страшного, если он увидит, что и как
происходит – неудовлетворенное
любопытство только усугубит его
настойчивость. Однако не стоит делать эту
деятельность коллективной. Важно вовремя
сказать твердое "Нет".
Можно, идя навстречу
ребенку, оставить дверь в ванную комнату
или туалет чуть приоткрытой, но допускать
его туда не следует, хотя и прогонять в
другую комнату тоже ни к чему. Не нужно
акцентировать его внимание на тех объектах,
к которым он так неравнодушен, не следует и
обсуждать это с неблизкими людьми.
Пронаблюдайте, до
какого возраста сохранится эта особенность
у ребенка. Если она задержится до 4-5 лет –
лучше обратиться к психологу и детскому
невропатологу.