wpe6.jpg (1216 bytes)Психологическая консультация

Главная

Решаем проблемы

Секреты практической психологии

Психологические тесты

Психология любви

Сексология

Конфликтология

Психология экстремальных ситуаций

Тайны нашего сознания

Психология для родителей

Депрессия.Стресс

Библиотека

Место для отдыха

TopList

 

СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ.

Сознание как категория отличная от "психики", была вы делена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у че ловека в его собственном уме,"-писал Локк, тем самым отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и расс матривая как одну из функций психического. Сознательная пси хика человека стала противопоставляться бессознательной пси хике животных. Развитие психологии поставило вопрос о факторах, опре деляющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфа вита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные ка тегории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно го отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структу рировании, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков. Наконец, уже в начале нашего века Дюрк гейм показывает, что эти категории, "костяк разума", как он их называет, обусловлены социально; даже такие фундаменталь ные явления как время и пространство могут по-разному струк турироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах. Все эти положения были подытожены Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших пси хических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации-преобра зования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, соз нание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного внут реннего чувственного отражения мира. Значение, как позже пи сал Леонтьев,-это "обобщение, известная система связей и от ношений, идеальная, духовная форма кристаллизации обществен ного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общест венно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом ви де. На основе своих исследований Выготский выделил три ос новные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, не за висимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ре бенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуацион ных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдо понятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений. Осоз нанность для Выготского - возможность выражения одних значе ний через другие на основе системности организации значений. Если применить грубую аналогию с компьютером, сознание для Выготского - некое информационное содержание, программа, уп равляющая перекодировкой поступающих сигналов на язык, по нятный компьютеру; такая перекодировка и есть осознание. Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его истори- ческом развитии. "Специфически человеческие способности и функции,- писал Леонтьев,- складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений... Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими ус ловиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь." В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта. За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно вырабо танные способы действия. Язык в такой трактовке - идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет (эмансипирует по Гегелю) мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значе ний. На более ранних стадиях развития психики отражение го раздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных (объектных) качеств, "объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом" (Петренко). Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения. Изучение генезиса, строения и функционирования индиви дуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики. Значение в психосе мантике - это "обобщенная идеальная модель объекта в созна ние субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности" (Петренко). Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов, созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприя тия формируются такие системы отношений, которые не осозна ются воспринимающим субъектом, но детерменирует процесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморе гуляции - установки, можно также рассматривать как системы значений. Психосемантический подход не ставит преграды между соз нательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всег да происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т.е. расчле нено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта струк тура, тем больше степень осознания воспринимаемого образа. При этом субъект осознает не значения, а сам образ, "струк туры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткани образа." "В той степени, в какой восприя тие, память, мышление или иной психологический процесс опос редованы значением,- пишет Петренко,- они являются потенци ально осознаваемыми." Для иллюстрации этой гипотезы Петренко и Кучеренко были проведены опыты, в которых испытуемому под гипнозом запрещалось видеть некоторые объекты. При этом воспринимались, но не осознавались не только "запрещенные" объекты: предметы, семантически связанные с ними, также сли вались с фоном. Итак, для психосемантики категоризация (процесс отнесения единичного события, объекта, переживания к некоему клас су) фактически тождественна осознанию. Здесь подразумевается осознание объекта, который категоризуется; в современной психологии вопрос о сознании без объекта не ставится или считается абсурдным. В то же время некоторые исследователи отделяют процесс осознания от процесса категоризации (не отрицая невозможнос ти одного без другого). Например, Ч.Тарт настаивает на су ществовании базового внимания-осознания (attention-aware ness), направленность которого, его фокус, может находиться под контролем воли. Оно понимается Тартом как некая психи ческая энергия, активирующая те или иные системы подсистемы сознания. Необходимость в постулировании существования вни мания-осознания основывается на фактах наличия категоризации без осознавания. В психологических системах психоаналитичес кого направления бессознательное психическое чаще всего рассматривается как совокупность низших проявлений психики инстинктов, автоматизмов, разного рода вытесненных проявле ний. Но фактический материал истории науки, в частности о деятельности крупных ученых, свидетельствует о том, что нео сознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими прояв лениями интеллектуального творчества. Подобные процессы не возможны в рамках наглядно-образного мышления, без опериро вания сложными понятиями, выражения одних понятий через дру гие. Одним из существенных моментов продуктивного мышления при решении новых для человека задач является перерыв в дея тельности, который может смениться пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений ее составляющих (яв ление инсайта). На подобные процессы частично проливают свет данные нейропсихологического и электрофизиологического анализа дея тельности. По материалам В.Н.Пушкина показатели реоэнцефа лографии (РЭГ), регистрирующие кровоснабжение мозга, растут в лобных областях коры при повышении общеличностной напря женности при решении задачи, если испытуемый ориентирован на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности. При ориентации испытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ растут в теменно-височной области. В случаях одновременного личностного и познавательного напряжения показатели РЭГ в этих областях растут синхронно. На основании этих и большого количества других данных (травмы, патологии) Пушкиным дела ется вывод о том, что существуют два крупных блока психичес кой саморегуляции - личностный и познавательный, которые анатомически представлены соответственно лобными долями и теменной областью.

 

Web-мастер: Наталия Витенберг-Тумакова, педагог-психолог   E-mail: cafen@mail.ru