wpe6.jpg (1216 bytes)Психологическая консультация

Главная

Решаем проблемы

Семинары и тренинги

Секреты практической психологии

Психологические тесты

Психология любви

Сексология

Конфликтология

Психология экстремальных ситуаций

Тайны нашего сознания

Психология для родителей

Депрессия.Стресс

Библиотека

Место для отдыха

Рейтинг@Mail.ru


Up ] ВВЕДЕНИЕ. ] СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ. ] ОБЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ. ] ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. ] [ МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ. ]

МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли "карты внутреннего пространства" и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, "об разов мира") часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д.Голмена (1977) под такими словами как "дхиана", "самадхи", "фана", "даат", "турийа" и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: "учение как уловка для дости жения цели" и "окончательное учение", на уровне которого доктринальные различия исчезают. К.Нараньо и Р.Орнстейн (1971) показывают, что многообразные методы медитации сво дятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим сос тояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение". Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме. Абаев (1986), анализируя одно из наиболее авторитетных произведений буддизма махаяны - "Маха яна - шраддхотпада - шастру", описывает изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием (синь) в буддийской лите ратуре подразумевается "источник высшей психической деятель ности", "условие объединения всех психических функций", включающее как сознательное, так и подсознательное в психи ке, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание "обычного" человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1."чистое сознание" - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой созна ния; 2."загрязненное", "омраченное" сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от кото рого можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, "сознание-хранилище", рассматривается как постоян но изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаи модействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким обра зом, что они одновременно не едины и не различны. Можно выдвинуть гипотезу о соответствии первого аспекта сознания энергии внимания-сознания, а второго аспекта - ка тегориальным структурам сознания. По крайней мере при по верхностном анализе, здесь просматриваются удивительные сов падения и практически не видно различий. А такие концепции буддийской психологии, как "сознание-хранилище", где два ас пекта одновременно не едины и не различны, даже могут про лить свет на понимание взаимодействия базового осознания и категориальных структур в западной науке. "Омраченный" аспект сознания, согласно шастре, формиру ет "семена" ("отпечатки", "следы") всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в "сознании-хранилище" (отсюда и название). Ис ходя из этого можно понять идею кармы (вернее лишь один из ее аспектов), как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения (вспомним "тройную детерминацию" сознания по Тар ту). Одно из главных таких "омрачающих" формирований - комп лекс "Я". Согласно буддийской теории индивидуального "Я", ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия. Одним из основных факторов, "омрачающих" сознание чело века, является дискурсивно-логическое мышление, основанное на "различении", выделении отличительных признаков, вербали зации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. "Омраченное" сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наиме нованиями, принимая все это за истинную реальность. "Все дхармы,- говорится в шастре,- изначально лишены всех вер бальных признаков, всех форм описания, обозначения и наиме нования, всех форм концептуализации" Согласно шастре, для достижения "просветленного" состо яния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, "ом рачающего" изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что нахо дится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. К.Нараньо и Р.Орнстейн отмечают, что для такого состояния характерны "опустошенность", "бессодержательность" и "бесп редметность". Вероятно, это не совсем точные характеристики. Действительно, если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации "я осознаю нечто" остается только предикат "осознается", кото рый сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние "ни осоз навания, ни не-осознавания", в котором "нет ни ощущений, ни их отсутствия". Здесь налицо выход за пределы возможностей языка. Особое внимание уделяется в шастре практическим методам достижения просветления, среди которых главное место занима ют две медитативные техники: "шаматха", или "самадхи" и "ви пашьяна", или "випассана". К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах (медитацию я понимаю в узком смысле, - как работу с вниманием, в отличии от других техник, изменяющих сознание). Санскритский термин "самадхи" в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воз действия на психику человека всех возбуждающих и "омрачаю щих" факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к миниму му все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыс лями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, кото рые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, ин тенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву все эти явления наступают и на первой стадии медитации мето дом самадхи как реакция на ограничение поступающей информа ции (явление, знакомое по опытам с сенсорной изоляцией). Од нако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. В.Н.Пушкин (1990) предпола гает, что подобные результаты достигаются вслледствие уси ленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольны ми движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнитель но небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредото ченный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но посто янная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд. Единственный недос таток этой теории - то, что объектом для медитации чаще слу жит образ, чем реальный предмет. При продолжительном непрерывном фокусировании на объек те медитации наступает момент, который знаменует собой пер вый разрыв с обыденным соэнанием. Это - полное поглощение, растворение - "дхиана". Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли пол ностью исчезают ("прекращается внутренний диалог" - К.Каста неда). Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправлен ность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату - "Вишудхимагге", отражены в таблице 1 (по Д.Голмену, 1977). В качестве объектов концентрации помимо прочего могут использоваться особые рисунки - мандалы (интересно, что их структура имеет много общего у индейцев Южной, Северной Аме рики и на востоке), монотонно повторяющиеся слоги - мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит "личность Бога", главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экс таз, получаемый в результате считается наиболее ценным сос тоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к на чальным уровням дхианы. Второй, не менее распостраненный вид медитации - випас сана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постиже ния. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства,

  E-mail: cafen@mail.ru
Web-мастер: Наталия Витенберг-Тумакова, педагог-психолог