|
Секреты практической психологии
Психология экстремальных ситуаций
|
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Попытки научного осмысления необычных психических спо собностей и состояний сознания предпренимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени "экстравертированное сознание", состояние "нормального" бодрствования рассматри валось большинством ученых как единственное состояние, дос тойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная акти вация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие. До сих пор большинством западных интеллектуалов молчали но признается шкала ценностей, изображенная на рисунке 1 (по данным Ч.Тарта). Рис.1
Однако многих привлекает возможность выбирать те состо яния, в которых они чувствуют себя "поднявшимися" на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от диском форта, доставляемого повседневной реальностью. Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления. Вслед за Юнгом, придавшим ог ромное значение духовным измерениям психики, Р.Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная меди цина считает психопатологическими, как сопутствующие духов ному раскрытию. А.Мэслоу на основе широких исследований мно гих мистических (или "пиковых", "вершинных" по его определе нию) переживаний опроверг традиционное психиарическое возз рение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные "положительные" состояния стали называться "расширенными состояниями сознания" (РСС). Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессив ного психоза подготовили почву для всевозможных иследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое. Ч.Тарт называет термином "дискретное состояние созна ния" (ДСС) совокупность психических структур, активную сис- тему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотичес кое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, ин токсикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизи рующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раааздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного от сутствия (в условиях сенсорной изоляции),либо из-за како го-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Можно предположить, что некоторые ДСС непосредс твенно не могут быть получены из каких-либо конкретных ДСС; тогда между ними должно быть некоторое промежуточное ДСС. Как психические подсистемы можно рассматривать устойчи вые структуры значений, личностных смыслов, то, что Д.Лилли называет "программами человеческого биокомпьютера". Примера ми изменения таких подсистем могут служить изменения "Я-кон цепции" - уменьшение самотождественности при угасании телес ных ощущений в условиях сенсорной изоляции, вплоть до полно го растворения "Я" или отождествления себя с другим объек том. С.Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении ЛСД-25, объединил в четыре основных типа переживания, сход ные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальнос ти: 1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстракт ные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинесте тической, слуховой, зрительной. 2.Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Ад лера. 3.Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в "сис темы конденсированного опыта" - динамические сочетания вос поминаний с сопутствующими им фантазиями из различных перио дов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным заря дом одного и того же качества, интенсивными телесными ощуще ниями одного и того же типа и другими элементами. 4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явле ния, глубокие мистические прозрения. Похожие явления наблюдал Д.Лилли в условиях сенсорной изоляции,особо отмечая резко возрастающий уровень проекций своего внутреннего мира на окружающее и осознание глубинных содержаний своей психики. Большим разнообразием отличается эмоциональная сфера РСС.Направленность многих психотехник - прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторным переживанием психологических и физических травм, к ощущению "океаническо го экстаза", "вселенской любви".Вот как описывает это состо яние Уолт Уитмен:"И вдруг на меня снизошло простерлось вок руг такое чувство покоя и мира, такое всеведение, выше любой человеческой мудрости, и я понял... что Бог - мой брат, и что его душа - родная мне, и что центр Вселенной - Любовь". Многими исследователями также отмечаются: гипермнезия в сфере памяти (причем превалирует моторная, эмоциональная и образная память), специфические искажения восприятия времени - его "сжатие" или "уплотнение". По возвращении в обычное состояние сознания часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отноше ние к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с ми ром и со своей психической реальностью. Погружение в РСС имеет избирательное влияние на различные качества личности. По данным В.Козлова, в результате сеансов "свободного дыха ния" было отмечено снижение тревожности у 97 процентов испы туемых.У большинства испытуемых выросли качества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе. Таким образом, открываются обширные перспективы исполь зования РСС в западной культуре. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение к восточным философс ко-психологическим учениям.
|
E-mail: cafen@mail.ru |