|
Секреты практической психологии
Психология экстремальных ситуаций
|
ОБЫЧНОЕ
СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ. Итак, соэнание воспринимает и осмысливает реальность так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сфор мированные этой же реальностью, в первую очередь- реаль ностью, социально и культурно обусловленной. Восточные философско-психологические учения, о которых пойдет речь ниже в связи с медитацией,в основе своей содер жат идею о том,что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллю зия, сон наяву,гипнотическое бодрствование,неведение.Индуис ты называют это "майа", буддисты- "самсара".Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллю зии, "просветление", "видение" мира таким, каков он есть на самом деле. В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколь ко соэнательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки. По Ч.Тарту,сознание человека подвергается троякой де терминации.Во-первых, оно детерминируется физическими зако нами,поскольку процессы сознания протекают благодаря дейс твию нервной системы.Кроме того,оно детерминируется специфи ческими законами самого сознания, не сводящимися к действию законов физики,химии,физиологии.Наконец,происходит детерми нация социокультурного плана. Психологами и философами не раз отмечалось, что та ре альность,о которой осведомлен индивид, является "консенсус ной", то есть это "реальность по соглашению",границы которой совпадают с границами языка. "...Такие понятия и формы восп риятия действительности, как время,пространство,измене ние,причина,судьба,число... в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира"- ту "сетку коорди нат", при посредстве которых люди воспринимают действитель ность и строят образ мира, существующий в их сознании"- пи шет А.Я.Гуревич. Конечно, эта модель формируется в реальной деятельнос ти, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами действительности, учет которых важен для выживания.Но наибо лее выгодное с прагматической точки зрения отражение не есть наиболее точное, хотя бы из-за бесконечной сложности отража емой реальности.О несоответствии реальности нашего "образа мира" уже на уровне перцептивных гештальтов лучше всего сви детельствуют данные современной физики, для которой материя - "всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке", "пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружаю щую среду" (цит. по Ф.Капра).Гораздо ближе к концепциям сов ременной физики результаты медитативного "видения" в восточ ных культурах: "В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое. Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущ ности в отдельности,напротив, - все отдельные предметы взаи модействуют друг с другом...при помощи волн, или колеба ний... следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплета ются в общий узор мировой гармонии"(цит.по Ф.Капра). Помимо элементов детерминации,возникающих с необходи мостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида.Он часто склонен делать синкрети ческие обобщения,возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки,проецирование,когда процессы,происходящие в сознании,становятся столь сильны ми,что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители).Еще одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты",или вы борочности восприятий.Он выражается в том, что люди в боль шей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они пола гают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже вопринято, то сознание стремится разрушить такого рода восп риятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела ниям человека. Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых изме ненных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.
|
E-mail: cafen@mail.ru |